Общество доказательной неврологии
Личный кабинет

Клиническая картина

Большинство пациентов с деменцией не предъявляют жалоб на снижение памяти, обращение к врачу происходит по инициативе супруга или других близких. Напротив, предъявляемые активно жалобы на снижение памяти больше характерны для депрессии и не коррелируют с последующим развитием деменции (Edmonds, Delano-Wood L, 2014).

Часто симптомы деменции связываются членами семьи пациента нормальным старением, и к моменту появления ограничений повседневной активности может пройти до нескольких лет.

Наряду с нарушениями памяти, проблемами с которыми направляется дементный пациент, являются нарушения сна и поведения.

Клиника НКР связана с поражением определённых доменов когнитивных функций. Полученные таким образом оценки нарушений когнитивных функций, с учётом указаний для клинически значимых порогов, составляют основу для диагностики НКР, определения уровня и подтипа расстройств.

Таблица 2

Основные домены когнитивных функций примеры их оценок и нарушений

Домен когнитивных функций Примеры симптомов или наблюдений Образцы оценок

Внимание (сосредоточенное внимание, распределённое внимание, избирательное внимание, скорость обработки информации)

Большое: пациент испытывает трудности в окружении нескольких стимулов (ТВ, радио, речь); легко отвлекается на происходящее вокруг. Не способен сосредоточиться, несмотря на ограничение количества и упрощение стимулов. Трудно удерживать в памяти новую информацию, например, услышанные телефонные номера или адреса, трудности при повторении ранее сказанного. Не способен к устному счёту. Все мысли требуют больше времени, чем обычно, а количество задач должно быть уменьшено или сведено до одной.

Малое: Справляется с заданиями, но для этого требуется больше времени, чем ранее. Появляются ошибки при выполнении привычной работы; чаще, чем ранее, требуется перепроверять сделанное. Думать становится легче, если не мешают различные раздражители (радио, телевизор, разговоры, мобильный телефон, управление автомобилем).

Сосредоточенное внимание: удержание внимания длительное время (например, нажатие кнопки каждый раз, когда звучит определённый тон, в течение длительного периода времени).

Избирательное внимание: удержание внимания несмотря на отвлекающие стимулы и/или раздражители: прослушивание названий цифр и букв с просьбой считать только буквы.

Распределённое внимание: привлечение внимания к двум задачам, которые выполняются одновременно: быстрые постукивания указательным пальцем — «тэппинг» — во время заучивания рассказа, который читает исследователь. Скорость обработки информации может оцениваться по времени выполнения каждого задания (например, времени составления фигур из кубиков; времени сопоставления символов с цифрами; скорость ответа, оценка скорости серии из трёх заданий).

Исполнительные функции (планирование, принятие решений, кратковременная память, ответ при обратной связи/коррекция ошибок, подавление привычек/способность сдерживаться, гибкость мышления)

Большое: отказ от выполнения сложных заданий. Потребность одновременно заниматься только одним делом. Потребность полагаться на других в планировании инструментальных действий по самообслуживанию или принятии решения.

Малое: для выполнения многоэтапных действий. Повышенные трудности при выполнении многоэтапных действий или задания, которое внезапно прерывается появляющимся посетителем или телефонным звонком. Может жаловаться на повышенную утомляемость при необходимости предпринимать усилия по организации, планированию и принятию решения. Пациенты могут сообщать, что им трудно находится среди большого количества людей, поскольку поддержание разговора с несколькими собеседниками требует больше усилий.

Планирование: способность находить выход из запутанной ситуации; выстроить последовательную картину из набора объектов.

Принятие решений: выполнение заданий, требующих принятия решений, выбирая из нескольких конкурирующих альтернатив (например, имитация азартных игр).

Оперативная память: способность удерживать в памяти и обрабатывать информацию в течение короткого времени (например, пополнение списка номеров, повторение серии чисел или слов в обратном порядке).

Обратная связь/исправление ошибок: способность использовать обратную связь, чтобы изменить подходы к решению проблемы.

Способность сдерживаться/контролировать использование стереотипов: способность выбирать более сложное и затратное решение для того, чтобы поступить правильно (например, следуя за указателем, называть цвет слова, а не само слово).

Гибкость мышления/когнитивная гибкость: способность переключаться между двумя концепциями, выполняя задание или, соблюдая инструкции (например, перемещение от цифр к буквам, от вербального ответа к ответу нажатием кнопки, от сложения чисел до перечисления цифр, от сортировки объектов по размеру до сортировки по цвету).

Обучение и память (непосредственная память, оперативная память [включая свободное воспроизведение, узнавание с подсказкой и опознающая память], дальнесрочная память [семантическая; автобиографическая], скрытое обучение)

Большое: повторяется, часто даже в пределах одного диалога. Не может придерживаться короткого списка покупок или составленного плана на день. Требуются частые напоминания, чтобы задание было выполнено.

Малое: испытывает трудности, вспоминая недавние события, увеличивается зависимость от ведения списков, следования календарю. В отдельных случаях, для того, чтобы сохранять в памяти героев фильма или романа, требуются напоминания или перечитывание. Иногда, общаясь с одним и тем же человеком, через нескольких недель может повторяться. Не может отслеживать своевременную оплату счетов.

Примечание: за исключением тяжёлых форм большого когнитивного расстройства, в отличие от кратковременной памяти, семантическая, автобиографическая и процедурная (имплицитная) память остаются относительно сохранными.

Сенсорная память: способность повторять список слов или цифр. Примечание: Сенсорная память часто относится к категории «оперативная память» (см. «Исполнительные функции»).

Кратковременная память: оценка процесса кодирования новой информации (список слов, короткие истории или схемы). Аспекты кратковременной памяти, доступные для исследования, включают:

1) свободное воспроизведение (обследуемому предлагается вспомнить как можно больше слов, схем или фактов истории);

2) узнавание с подсказкой (исследователь помогает вспомнить называя категории, к которым относятся слова, например «Перечислите все виды пищи из данного списка» или «Назовите всех детей, о которых упоминалось в рассказе»); и

3) опознающую память (исследователь проводит целенаправленный расспрос — например, «Было ли среди изображений 'яблоко'? « или «Видели ли вы эту схему или рисунок? «). Могут быть оценены и другие аспекты памяти, включая семантическую память (память на факты), автобиографическая память (память на личные события или людей), и имплицитная (процедурная) — обучение (бессознательное приобретение навыков).

Речевые функции (экспрессивная речь [называние предметов, поиск слов, речевая активность, грамматика и синтаксис] и рецептивная речь)

Большое: значительные затруднения в экспрессивной или рецептивной речи. Часто использует общие обозначения «эта вещь» и «вы знаете, что я имею ввиду, « предпочитает местоимения существительным. Пациенты с тяжёлыми нарушениями даже могут не вспомнить имена близких друзей или членов семьи. Идиосинкратический язык — использование стандартных слов или фраз непривычным, но значащим образом, грамматические ошибки, спонтанность выводов и экономия слов. Возникает стереотипность речи; эхолалия и автоматическая речь обычно предшествуют мутизму.

Малое: у пациента есть заметные трудности в подборе слов. Может замещать общие термины на специфические. Может избегать использования собственных имён близких. Грамматические ошибки включают незначимые нарушения в использовании предлогов, вспомогательных глаголов и проч.

Экспрессивная речь: Перечисление предметов, которые узнал пациент (поиск предметов или картинок); речевая активность (например, выполнение задания назвать максимальное количество слов: семантическая речевая активность [животные], или фонетическая речевая активность [максимальное количество слов на букву «л»] за 1 минуту).

Грамматика и синтаксис (например, пропуск или некорректное использование предлогов, предлогов, вспомогательных глаголов): частота ошибок, которые наблюдаются в заданиях на перечисление и речевую активность сравниваются с нормами для оценки частоты ошибок; исключаются оговорки.

Рецептивная речь: понимание (поиск названных слов и предметов — задания с поиском одушевлённых и неодушевлённых предметов): выполнение заданий/отдельных действий по устной команде.

Перцептивно-моторные (включает способности, обозначенными терминами зрительное восприятие, зрительно-конструктивные функции, перцептивно-моторные функции, праксис и гнозис)

Большое: испытывают выраженные затруднения в считавшихся ранее обычными, видах действий (включая использование инструментов, управление транспортным средством), ориентированность в знакомой окружающей среде; затруднения чаще возникают в сумерках, когда тени и снижение уровня освещения нарушает восприятие.

Малое: может возникнуть потребность в выборе пути в большей степени полагаться на карты или помощь окружающих. Пациент, чтобы попасть в незнакомое место, смотрит на указатели и спрашивает помощи у прохожих. Может потеряться или пойти в противоположном направлении, если не сосредоточится на выполнении заданий. Меньшая аккуратность при парковке. В действиях, требующих пространственного мышления: работе по дереву, сборке мебели, шитье или вязании требуется больше усилий.

Зрительное восприятие: для выявления зрительных нарушений или игнорирования, связанного с нарушением внимания. Задания на восприятие без моторного компонента (включая, узнавание лиц) требуется узнавание и/или подбор фигур, когда выполнение задания не может быть выражено речью (например, числа не являются объектами); отдельным пациентам требуется знать, является ли число «реальным» или не основано на пространственных характеристиках.

Зрительно-конструктивные функции: действия, требующие координации работы руки и глаза, такие как рисование, копирование, складывание кубиков.

Перцептивно-моторные функции: объединение восприятия с целенаправленными действиями (например, когда необходимо вставить кубики в форму без зрительной подсказки; быстро вставить колышки в доску с отверстиями).

Праксис: совокупность усвоенных движений, таких как способность использовать непроизвольные жесты (помахать рукой на прощание) или изобразить использование предмета по команде (»покажите, как работают молотком»).

Гнозис: совокупность восприятия, представлений и узнавания, например, узнавания лиц или цветов.

Социальное узнавание (способность распознавать эмоции и мысли других других людей)

Большое: поведение явно отличается от приемлемых обществом рамок; пациент демонстрирует игнорирование норм пристойности в одежде и поведении, пренебрегает нормами вежливости при обсуждении секса и религии. Чрезмерно активно обсуждает отдельные вопросы, несмотря на то, что окружающие намекают или прямо сообщают о незаинтересованности в них. Поведение пациента ущемляет интересы членов семьи и друзей. Пациент принимает небезопасные решения (например, одевается не по погоде или не по ситуации). Обычно, он не придаёт этому достаточного значения.

Малое: лёгкие изменения поведения и манеры держать себя в обществе, часто описываются как изменения личности, — снижение способности воспринимать социальные сигналы или считывать выражение лица собеседника, снижение самоконтроля или лёгкая и эпизодическая апатия или беспокойство.

Распознавание эмоций: узнавание эмоций на изображениях лиц, на которых приводятся как положительные так и отрицательные эмоции.

Способность распознавать чужие мысли: способность понимать состояние других людей (мысли, желания, намерения) или выполнение заданий с использованием сюжетных картинок: описать изображённых людей, например, «где девочка будет искать потерянную сумку» или «почему этот мальчик огорчён? «.

Таблица 3

Диагностические критерии большого и малого нейрокогнитивного расстройства DSM-5

Большое нейрокогнитивное расстройство Малое нейрокогнитивное расстройство

A. Наличие выраженного когнитивного снижения по сравнению с исходным уровнем в одном или более доменах когнитивных функций (внимание, исполнительные функции, обучение и память, речь, перцептуально-моторные способности или социальное узнавание) на основании:

A. Наличие умеренного когнитивного снижения по сравнению с исходным уровнем в одном или более доменах когнитивных функций (внимание, исполнительные функции, обучение и память, речь, перцептуально-моторные способности или социальное узнавание) на основании:

1. Пациент, осведомленные близкие или лечащий врач пациента отмечают существенное снижение когнитивных функций; и

1. Пациент, осведомленные близкие или лечащий врач пациента отмечают лёгкое снижение когнитивных функций; и

2. Выявляются выраженные нарушения когнитивных функций, предпочтительно, подтверждённые при стандартизированном нейропсихологическом тестировании или, при его отсутствии, в процессе другой количественной клинической оценки.

2. Выявляются умеренные нарушения когнитивных функций, предпочтительно, подтверждённые при стандартизированном нейропсихологическом тестировании или, при его отсутствии, в процессе другой количественной клинической оценки.

B. Когнитивный дефицит снижает независимость в быту (т. е. как минимум, требуется помощь в сложных продуктивных повседневных действиях, например при оплате счетов или контроле приёма лекарств).

B. Когнитивный дефицит не снижает независимость в повседневных делах (т. е. пациент может осуществлять сложные продуктивные повседневные действия: оплату счетов, контроль приёма препаратов, но это требует больших усилий, компенсаторных стратегий или изменения привычек).

C. Когнитивный дефицит не может быть связан исключительно с развитием делирия.

D. Когнитивный дефицит не связан с наличием у пациента других заболеваний (например, большой депрессии или шизофрении).

Указать причину:

  • болезнь Альцгеймера
  • Лобно-височная дегенерация
  • Деменция с тельцами Леви
  • Цереброваскулярное заболевание
  • Травматическое повреждение головного мозга
  • Употребление наркотиков/злоупотребление лекарствами
  • Прионные заболевания
  • болезнь Паркинсона
  • болезнь Гентингтона
  • другие заболевания
  • множественные причины
  • неуточнённая причина

Указать:

Без поведенческих нарушений: если когнитивные нарушения не осложнены какими-либо клинически значимыми поведенческими нарушениями.

С поведенческими нарушениями (указать нарушения): если когнитивные нарушения сочетаются с клинически значимыми нарушениями поведения (например, симптомами психоза, расстройствами настроения, ажитацией, апатией или другими поведенческими симптомами.

Указать тяжесть на настоящее время:

Лёгкая: затруднения в инструментальных действиях по самообслуживанию (работа по дому, управление личными финансами).

Средняя: затруднения в основных видах повседневной активности (приём пищи, одевание).

Тяжёлая: полностью зависим.

-

Наглядной является градация пациентов с деменцией озвученная известным отечественным неврологом, профессором О. С. Левиным, специалиста по нейродегенеративным заболеваниям:

  • пациента с деменцией лёгкой степени можно оставить одного дома на день;
  • пациента с деменцией средней степени — на час;
  • пациента с деменцией тяжёлой степени нельзя оставить дома одного без последствий.

Для описания результатов выполненных ранее исследований продолжает использоваться термин «синдром умеренных когнитивных расстройств» (УКР). Первоначально термин (mild cognitive impairment) имел отношение к нарушениям памяти и использовался для обозначения состояния, предшествующего развитию болезни Альцгеймера (БА). В настоящее время в зарубежной литературе существует термин для обозначения умеренных когнитивных нарушений, связанных с цереброваскулярным заболеванием – 'vascular cognitive impairment, no dementia' (VCIND) (УКР – промежуточное состояние между нормальным когнитивным статусом и деменцией, не сопровождающееся нарушениями повседневной активности). По результатам мета-анализа нескольких исследований распространённость когнитивных нарушений у лиц старше 70 лет оценивается приблизительно в 20%. УКР неоднородны по клиническим проявлениям, этиологии и прогнозу.

Типы умеренного когнитивного расстройства

На основании нейропсихологического профиля выделяется несколько разновидностей умеренного когнитивного расстройства (Petersen R. C. (2001,2004).

Амнестический тип с характерным дефектом эпизодической памяти, связанным с нарушением запоминания (в том числе опосредованного) и узнавания (мнестическим синдромом «гиппокампального типа»).

Дизрегулярторный (лобный) тип, характеризующийся преобладанием дисфункции лобных долей, которая может быть связана с первичной патологией лобной коры или является вторичной по отношению к патологии глубинных структур (подкорково-лобный синдром); при этом типе возможно вторичное снижение памяти с дефектом воспроизведения, но сохранным узнаванием и опосредованным воспоминанием; характерно также снижение речевой активности (особенно уменьшение числа фонетически опосредованных ассоциаций). Этот вариант наиболее часто встречается хронических цереброваскулярных заболеваниях. Сходные нарушения отмечаются у пациентов с депрессией и другими аффективными нарушениями, черепно-мозговой травмой, на ранней стадии алкогольной энцефалопатии, при нейродегенеративных заболеваниях.

Комбинированный (мультифункциональный) тип, характеризующийся сочетанием амнестического синдрома гиппокампального типа (с нарушением опосредованного запоминания и узнавания) с расстройством регуляторных и других когнитивных функций.

УКР с преобладанием нарушением какой-либо иной когнитивной сферы, например зрительно-пространственных или речевых (дисфатических) нарушений.

Первый вариант УКР связан с развитием БА и рассматривается как ранняя, «продромальная» фаза заболевания, последующие два не обладают нозологической специфичностью, последний — при дальнейшем развитии может траснформироваться в деменцию с тельцами Леви (ДТЛ).

Сочетание наиболее часто встречающихся нейродегенеративных заболеваний (БА и болезни Паркинсона) с распространёнными поражениями белого вещества головного мозга делает затруднительным нозологический диагноз у пациентов с УКР.

МР-картина головного мозга у пациентов с сочетанием нейродегенеративных заболеваний и хронических сосудистых изменений головного мозга не отличается от таковых у пациентов, имеющих только сосудистое поражение головного мозга. Данные визуализации не помогают в установлении причины развития УКР. Для проведения дифференциального диагноза необходимы дополнительные данные (анамнез, динамическое наблюдение за пациентом).

Синдром умеренного когнитивного расстройства необходимо дифференцировать с другими состояниями:

  • психическими заболеваниями (при депрессии у пациентов могут преобладать когнитивные жалобы, а не жалобы на нарушения настроения; тестирование также может выявлять когнитивное снижение, которое исчезает на фоне успешного лечения депрессии),
  • нежелательными явлениями при приёме препаратов (антихолинергических, антигистаминных);
  • нарушениями сна; (синдром обструктивного апноэ сна, другие диссомнии);

Ввиду «перекрытия» клинической картины УКР, вызванной различными этиологическими факторами, выявление у пациента умеренного когнитивного расстройства требует подробной клинической оценки, с целью выявления корригируемых причин состояния. Прогностическая значимость выявления синдрома УКР однозначно не определена.

В качестве факторов риска трансформации УКР в деменцию выделяются:

  • атеросклероз церебральных артерий,
  • гиперхолестеринемия,
  • сахарный диабет,
  • артериальная гипертензия и метаболический синдром,
  • курение

К развитию деменции приводит совокупность нескольких, часто связанных между собой, патологических процессов, включая атрофию, дегенеративные и воспалительные изменения, инсульт и генетические факторы. С учётом большого значения для развития деменции потенциально обратимых сосудистых механизмов, предполагается, что коррекция факторов риска у лиц в возрасте 65 лет и старше приводит в дальнейшем к снижению распространённости деменции на 50%.

Таким образом, при выявлении у пациентов, когнитивных нарушений, не достигающих уровня деменции в сочетании с клиническими и/или визуализационными признаками цереброваскулярного заболевания необходимо проведение полноценного обследования. Требуется выявление корригируемых факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний (артериальная гипертензия, сахарный диабет и метаболический синдром, курение). По результатам проводится модификация образа жизни и внимательный подбор терапии, контролирующей артериальное давление, холестериновый и углеводный обмен. В настоящее время не выявлено методов лечения, улучшающих исходы УКР. На основании результатов исследований, проведённых к настоящему времени, назначение антихолинэстеразных препаратов на стадии УКР не рекомендуется (уровень доказательности 1В)

Диагностика

Скрининг деменции у бессимптомных взрослых не рекомендуется.

Анамнез

Время и характер начала когнитивных нарушений, связь с перенесённым инсультом, транзиторной ишемической атакой, инфарктом миокарда. Полный анамнез жизни — соматические заболевания: сахарный диабет, артериальная гипертония, гиперлипидемия. Алкоголь, наркотики, курение. Семейный анамнез сердечно-сосудистых или неврологических заболеваний.

Анамнез, собранный со слов родственников

В подавляющем большинстве случаев пациента на приём приводят родственники, в большинстве оставшихся — родственники и близкие доступны для опроса. Основная информация: время развития симптомов, указания на употребление алкоголя и наркотиков, приём препаратов, вызывающих когнитивные нарушения; оценка выраженности функциональных нарушений (требуется для диагностики синдрома деменции).

В мета-анализе, сравнивающем эффективность клинического обследования пациентов и оценки анамнестических данных, сообщаемых родственниками (опросник IQCODE) указывается на низкое качество исследований, невозможность рекомендовать использование опросников рутинно (Harrison JK, Fearon P, 2014), при этом, набор вопросов очерчивает круг аспектов жизни пациента, на которые близким стоит обратить внимание, при описании заболевания.

Психиатрические заболевания

Наличие депрессии может повлиять на оценку пациента и потребовать отдельного лечения. Когнитивные нарушения могут быть вызваны психозом, как острым, так и хроническим.

Объективное обследование

Очаговые неврологические симптомы, асимметрия мышечной силы, тонуса, рефлексов и чувствительности, тремор, нарушения ходьбы и равновесия. Оценка сердечно-сосудистой системы, симптомы значимых системных заболеваний, таких как сахарный диабет. Признаки других ассоциированных нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Паркинсона. Экстрапирамидные нарушения могут быть следствием цереброваскулярного заболевания, а также, болезни Паркинсона, прогрессирующего надъядерного паралича, других видов деменций или неврологических заболеваний, таких как рассеянный склероз. Классический набор симптомов, сопутствующих сосудистой деменции включает дизартрию, псевдобульбарный синдром, нарушения ходьбы и эмоциональную лабильность, однако, возможность подтвердить сосудистую природу деменции наличием этих нарушений сомнительна.

Лабораторные анализы

Скрининговые лабораторные анализы

  • общий анализ крови с определением количества тромбоцитов + СОЭ;
  • общий анализ мочи;
  • биохимический анализ крови (общий белок, калий, натрий, хлор, билирубин (общий, прямой, непрямой), глюкоза/гликированный гемоглобин, креатинин, мочевина, липидный профиль, АЛТ, АСТ, гамма-ГТ)
  • гомоцистеин, цианокобаламин (витамин B12) и фолиевая кислота;

Тиреотропный гормон, а при выявлении отклонений — оценка концентрации тироксина, трийодтиронина, антител к тиреопероксидазе.

Инфекции: сифилис, ВИЧ, гепатиты В и С.

Вспомогательные инструментальные методы исследования

Необходимо рассматривать возможность проведения электрокардиограммы и рентгенографии грудной клетки, при необходимости.

Энцефалограмма должна проводится только пациентам с развитием судорог или пациентам, у которых предполагается развитие болени Крейцфельда-Якоба или фронтотемпоральной деменции.

Анализ спинномозговой жидкости не имеет повсеместного распространения в Великобритании и не рекомендуется NICE, но в Скандинавии проводится часто.

Рекомендуется проведение нейровизуализации. Компьютерная томография (КТ) является широко доступным экономичным методом исследования, а магнитно-резонансная томография (МРТ) — более информативным, но более дорогим и технически сложным — каждое МР-сканирование требует от пациента находится неподвижным значительно больше, чем при КТ (20–40 мин). В научных целях для исследования регионального кровотока используются и другие виды визуализационных исследований — однофотонная эмиссионная компьютерная томография или позитронная эмиссионная томография. Выбор метода исследования проводится в ходе обсуждения между клиницистом и радиологом. Для повышения эффективности использования нейровизуализации, уместно использовать протокол обследования пациентов с деменцией, разработанный с учётом возможностей отделения лучевой диагностики и требований клиники. Общепринятых протоколов для оценки пациентов с деменцией не существует.

Нейропсихологические исследования

Обследование проводится для установления распространённости и выраженности когнитивных нарушений. В ряде случаев, диагноз может быть установлен в ходе очень краткого обследования, например при помощи Шкалы краткой оценки психического статуса (MMSE, Folstein, 1976) или Монреальская шкала оценки когнитивных функций (MoCA).

Более сложная оценка требуется пациентам с цереброваскулярными заболеваниями, поскольку у них может быть более широкий спектр нейропсихологических нарушений. У пациентов с деменцией целесообразно проведение скрининга на депрессию. Для этого предлагается использование короткого опросника PHQ-2, состоящего из двух вопросов.

Ограничение в использование инструментов, требующих длительной оценки, связано с быстрой истощаемостью пациентов с предполагаемым диагнозом «деменции», а также высокой распространённостью поведенческих нарушений — ажитации, негативизма.

Область подробной когнитивной оценки (например, ADAS-COG и её модификации) — проведение научных исследований. Одновременная оценка уровня нарушений способности к целенаправленным действиям и функциональных возможностей (Skinner, J. Carvalho, J. 2012).

В определении типа деменции, полученные результаты подробного нейропсихологического обследования с оценкой основных когнитивных сфер, удобно использовать того, чтобы отнести нарушения к одному из функционально-анатомических типов деменции.

Функционально-анатомические типы деменции

Корковая деменция (болезнь Альцгеймера)

  1. Нарушения памяти.
  2. Нарушения других корковых функций: речь, счет, способность к абстрагированию и т. д.
  3. Относительно низкая выраженность двигательных нарушений.

Корковая лобная (лобно-височная) деменция (болезнь Пика)

  1. Доминируют поведенческие расстройства.
  2. Апатия или расторможенность.
  3. Сложности при выполнении, заданий, требующих сохранности способности к планированию.
  4. Персеверации и стереотипии.
  5. Речевые расстройства (моторная афазия, эхолалия, логорея), на конечной стадии процесса — мутизм.
  6. Сохранность ориентировки в пространстве, праксиса.

Подкорковая деменция (цереброваскулярное заболевание)

  1. Забывчивость
  2. Замедленность мышления.
  3. Апатия, повышенная истощаемость с восстановлением активности после переключения на другое задание.
  4. Дизартрия или гипофония.
  5. Двигательные нарушения (изменения позы, ригидность, нарушения ходьбы).

Различия между типами являются условными. При ряде заболеваний, таких как деменция с тельцами Леви, болезнь Паркинсона с деменцией, болезнь Крейтцфельдта-Якоба, когнитивный дефицит одновременно имеет признаки корковой и подкорковой деменции. Это отражает распространённую топику патологического процесса.